Руководство ООН по эффективному посредничеству (медиации)

Руководство Организации Объединенных Наций по эффективному посредничеству (медиации) было выпущено как приложение к докладу Генерального секретаря об Укреплении роли медиации в мирном урегулировании споров, в предотвращении и разрешении конфликтов (A/66/811, 25 июня 2012).

Руководство распространено группой поддержки медиации (MSU), организованной отделом политики и посредничества Департамента по политическим делам. MSU оказывает помощь в медиации и примирительных инициативах Организации Объединенных Наций, Государствам – членам ООН, региональным/ субрегиональным организациям и другим партнерам. Также данное руководство является источником знаний о медиации, накопленного опыта и  наилучшей практики.

Мобильное приложение Руководства по эффективному посредничеству также доступно на веб-сайте Организации Объединенных Наций Рeacemaker: www.peacemaker.un.org

Авторский перевод Кославской О.В. (руководитель ЧУ центр медиации и права «Мировой посредник») http://mirposrednik.ru/

Организация Объединенных Наций

Руководство по эффективному посредничеству (медиации)

Руководство Организации Объединенных Наций по эффективному посредничеству было выпущено как приложение к докладу Генерального секретаря об Укреплении роли медиации в мирном урегулировании споров, в предотвращении и разрешении конфликтов (A/66/811, 25 июня 2012).

Руководство распространено группой поддержки медиации (MSU), организованной отделом политики и посредничества Департамента по политическим делам. MSU оказывает помощь в медиации и примирительных инициативах Организации Объединенных Наций, Государствам – членам ООН, региональным/ субрегиональным организациям и другим партнерам. Также данное руководство является источником знаний о медиации, накопленного опыта и  наилучшей практики.

Мобильное приложение Руководства по эффективному посредничеству также

доступно на веб-сайте Организации Объединенных Наций Рeacemaker:

www.peacemaker.un.org

Дизайн и верстка: Рик Джонс, StudioExile (rick@studioexile.com)

Отпечатано в Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк

Предисловие

Посредничество (медиация) (далее в тексте посредничество) — один из самых эффективных методов предотвращения, управления и разрешения конфликтов. Однако для эффективности процесса посредничества требуется больше чем назначение высококлассного специалиста, действующего в качестве третьего лица. Стороны противостояния часто должны быть убеждены в достоинстве посредничества и мирного процесса, также должны иметь хорошую поддержку с политической технической и финансовой стороны. Неадекватное планирование и плохо скоординированные посреднические действия  даже при запуске с самыми лучшими намерениями не способствуют достижению цели — прочного мира.

Руководство Организации Объединенных Наций по эффективному посредничеству предназначено для поддержки профессиональных и надежных посреднических действий по всему миру. Этот краткий справочный документ включает в себя богатый опыт медиаторов, работающих на международном, национальном и местном уровне. Он также опирается на мнения участников успешных медиаций, а также тех, кто пострадал от неудачной попытки посредничества.

Несмотря на то, что все споры и конфликты являются уникальными и требуют особых подходов, есть хороший опыт, с которым следует ознакомить всех медиаторов. Эта публикация призвана помочь сторонам укреплять их понимание в эффективности посредничества и оказания помощи посредниками в максимизации шансов на успех. Я рекомендую это Руководство всем тем, кто занимается посреднической деятельностью или заинтересован в этом важнейшем инструменте мирного разрешения споров и конфликтов.

Пан Ги Мун
Генеральный секретарь
Организация Объединенных Наций
Сентябрь 2012

Введение

Устав Организации Объединенных Наций определяет посредничество как важное средство для мирного урегулирования споров и конфликтов, оно оказалось эффективным инструментом для решения как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов. Руководство Организации Объединенных Наций по мирному Урегулированию споров между государствами (1992) остается полезным ресурсом в развитии понимания роли посредничества в спорах между государствами. Генеральный секретарь ООН в своем докладе по укреплению посредничества и поддержке соответствующей деятельности (S/2009/189) раскрыл проблемы посредничества перед Организацией Объединенных Наций и ее партнеров и изложил некоторые предложения по укреплению

Посредники продолжали адаптировать свои методы, изменяющейся природе конфликтов, учитывая особенности внутригосударственных противоречий как угрозу международному и региональному миру и безопасности. В резолюции Генеральной Ассамблеи 65/283 названной, как «Укрепление роли посредничества в предотвращении и мирном урегулировании споров, конфликтов» и  принятой на основе консенсуса, было признано более широкое использование посредничества в ответ на современные вызовы, стоящие перед международным сообществом, призывая ведущих участников посредничества развивать свой потенциал.

Также Генеральная Ассамблея обратилась с просьбой к Генеральному секретарю о проведении консультации с государствами-членами и другими заинтересованными лицами в целях разработки руководящих указаний для более эффективного посредничества, принимая во внимание уроки, извлеченные из прошлого и текущего опыта посредничества. И в ответ на обращение Генеральной Ассамблеи и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, определена цель Руководства – это информирование о планировании и управлении процессами посредничества. Несмотря на то, что Руководство предназначено в качестве ресурса для посредников, государств и других субъектов для поддержки посреднических действий, оно также имеет отношение к сторонам конфликта, гражданскому обществу и другим заинтересованным лицам. Это подчеркивает необходимость глубокого понимания посредничества, оценки его потенциала и возможностей в качестве средства для предотвращения, управления и разрешения конфликтов.

О Руководстве

Руководство опирается на опыт международного сообщества, выводы от государств-членов Организации Объединенных Наций, региональные, субрегиональных и других международных организаций, неправительственных организаций (НПО), женских сообществ, религиозных лидеров, академических сообществ, а также посредников и других специалистов,  информирующих о его развитии сферы. Руководство не является исчерпывающим размышлением о посредничестве, а также не направлено на обращение к конкретным требованиям или методам различных посредников так же, как государств, многосторонних, региональных и субрегиональных организаций, неправительственных организаций или национальных посредников.  Точнее цель Руководства —  это решение ряда важных вопросов, в частности, необходимости в более профессиональном подходе к посредничеству; определение требований к координации, согласованности и взаимодополняемости в данной сфере, которая становится все более востребована в посреднических действиях и более обширна.

Для решения этих проблем Руководство определяет ряд ключевых принципов, которые должны быть рассмотрены в посреднической деятельности:

подготовленность;

согласие;

беспристрастность;

сопричастность,

национальная ответственность,

международные законы и нормативные рамки;

согласованность, координация и взаимодополняемость посреднических действий и качественное мировое соглашение.

Руководство объясняет каждый фундаментальный принцип, излагает некоторые
потенциальные проблемы и дилеммы, стоящие перед посредниками и предлагает руководство. Во всех отношениях Руководство признает сложность среды, в которой работают посредники и то, что во многих случаях посредники сталкиваются с проблемами и трудностями, возможно, которые они не в состоянии разрешить. К каждой ситуации надо подходить по-разному, и, в конечном счете, политическая воля сторон конфликта является определяющим фактором для достижения успеха. Тем не менее, пристальное внимание к этим основам может улучшить перспективы успешности процесса, для посредника свести к минимуму ошибки в оценке потенциала и помочь создать среду, более способствующую посредничеству.

Логика посредничества

Посредничество часто осуществляется, как содействие, добрые услуги и действия к диалогу. Однако посредничество  имеет свою логику и метод, аспекты которые также могут иметь отношения к другим методам мирного урегулирования споров.

Посредничество представляет собой процесс, посредством которого третья сторона содействует двумя или более сторонами, с их согласия, предотвращает, управляет и разрешает конфликт путем оказание им помощи в выработке взаимоприемлемых соглашений. Предпосылкой посредничества является то, что в правой среде, для сторон конфликта оно может улучшить их отношения и двигаться в направлении сотрудничества. Если дело касается конкретных вопросов по сдерживанию и управлению конфликтом результаты посредничества могут иметь ограниченный характер, в другом случае оно может решать широкий спектр вопросов расширенного мирового соглашения.

Посредничество является добровольной попыткой, в которой согласие сторон
имеет решающее значение для осуществления процесса и прочного результата. Роль
посредника зависит от характера его отношений со сторонами: посредники, как правило, имеют существенные возможности для процедурных предложений и управления процессом, в то же время возможности для основных предложений варьируются и могут изменяться с течением времени.

Вместе с тем для ряда специальных дипломатических обязательств, посредничество
является гибким, но структурированным соглашением. Действие его начинается, когда посредник приступает к подготовке процесса с конфликтующими сторонами и другими заинтересованными сторонами и может включать неофициальные предварительные обсуждения предмета переговоров “talks-abouttalks”  так же, как может выходить за рамки подписания соглашения, несмотря на то, что функция содействия осуществлению соглашения лучше может быть выполнена другими.

Эффективный процесс посредничества реагирует на специфику конфликта. Он учитывает причину и динамику конфликта, позиции, интересы и согласованности сторон, потребности общества в целом, а также региональные и международные условия.

Посредничество является специализированной деятельностью. Благодаря профессиональному подходу, посредники и их группы  помогают сторонам конфликта и вселяют уверенность в процесс и надежду, что мирное урегулирование достижимо. Хороший посредник способствует обмену через активное слушание и диалог, порождает дух сотрудничества через решение проблем, гарантирует, что договаривающиеся стороны имеют достаточный объем  знаний, информации и навыки вести переговоры с доверием и расширяет процесс посредничества, включая соответствующие заинтересованные стороны из различных  сегментов общества. Посредники являются наиболее успешными в оказании помощи договаривающимся сторонам в выработке соглашений, когда они хорошо информированы, уравновешены и сдержанны.

Эффективное посредничество требует благоприятной внешней среды, большинство конфликтов имеют  региональное и международное значение.  Действия  других государств может способствовать укреплению непосредственного решения или отвлекать от него. Посредник должен противостоять внешнему давлению, избегать нереалистичных сроков  и привлекать поддержку партнеров в посреднических усилиях. В некоторых случаях посредник способствует использованию стимулов или препятствий, которые предлагают другие субъекты  и которые могут  быть полезны в поощрении приверженности сторон к мирному процессу.

По своему, посреднический процесс оказывает влияние на баланс власти и политических расчетов внутри и между различными группами. Посредники и международное сообщество, осуществляя поддержку участников, должны быть чувствительны как к положительным,  так и потенциально  негативным последствиям процесса посредничества. Посредникам необходимо сохранять право выбора на участие в процессе или выход из него. Это может быть целесообразным, если они считают, что стороны ведут переговоры недобросовестно, если формирующееся решение идет вразрез с международно-правовыми обязательствами или если другие участники процесса манипулируют и ограничивают посредника в действиях. Однако, такое чувствительное политическое решение необходимо взвешивать, также как и риски выхода по сравнению со стоимостью удержания сторон за столом переговоров в процессе с перерывами, исследуя альтернативные способы мирного урегулирования споров.

Не все конфликты поддаются посредничеству. Есть некоторые показатели, которые указывают на потенциал для эффективного посредничества. Первое и самое важно то, что стороны конфликта должны быть открыты в попытке договориться об его урегулировании, во-вторых, посредник должен быть принят, надежным и хорошо поддерживаемым, и, в-третьих, должно быть общее согласие   регионального и международного уровня в целях поддержки этого процесса. Когда эффективный процесс посредничества под угрозой, могут потребоваться другие усилия сдержать конфликт или смягчить человеческие страдания, действия должны быть постоянными, продолжая работу таким образом, чтобы выявить и зафиксировать возможный потенциал для посредничества в будущем.

Раздел ниже выделяет основные принципы посредничества, которые требуют рассмотрение для эффективного процесса.

Основные принципы посредничества

Подготовленность

Ответственная и надежная посредническая деятельность требует хорошей подготовки. Готовность сочетает в себе отдельные знания и умения медиатора и сплоченную команду специалистов, а также политическую, финансовую и административную поддержку со стороны посреднических организаций.

Не предопределяя исход, подготовка представляет собой разработку стратегий для разных фаз (таких, как предварительные переговоры, переговоры и выполнение), на основе всестороннего анализа конфликта и его участников, в том числе рассмотрения предыдущих посреднических инициатив. Поскольку процесс посредничества не линейный и не всеми элементами можно управлять, стратегия должна быть гибкой реагировать на изменение контекста.

Подготовленность позволяет посреднику руководить процессом посредничества и контролировать его, способствовать укреплению (при необходимости) переговорного потенциала одной из сторон конфликта и других участников, оказывать им помощь в достижении соглашений, а также активизировать поддержку (в том числе среди международных участников) для его выполнения. Хорошо подготовленный и поддерживаемый посредник может управлять ожиданиями, поддерживать ощущение безотлагательности, в тоже время, избегая скоропалительных решений, а также эффективно реагировать на возможности и проблемы в общем процессе.

Руководство

Готовность это в первую очередь ответственность государств или организаций, которые стремятся играть роль посредника. Эти субъекты должны быть готовы:

  • Выделить ресурсы, чтобы оперативно реагировать и  обеспечивать поддержку процессу посредничества, в том числе размещение персонала на постоянной основе для средне-и долгосрочных обязательств.
  • Выбрать компетентного посредника,  обладающего опытом, навыками, знаниями и культурной чувствительностью для конкретной конфликтной ситуации. Медиатор должен быть объективным, беспристрастным и авторитетным и быть человеком целостностным. Трудовой стаж и авторитет посредника должны быть соответственны конкретной конфликтной ситуации и должны быть приемлемыми для сторон. Некоторые споры требуют сдержанного приглашения, в то время как другие нуждаются в привлекающих внимание инициативах.
  • Усилить посредника путем привлечения группы специалистов, в частности, Экспертов в проектировании процессов посредничества, гос. /региональных специалистов и юридических консультантов, а также обеспечить административными ресурсами,  логистикой и поддержкой безопасности.  Эксперты, специализирующиеся в конкретном направлении  должны быть размещены по мере необходимости.
  • Провести анализ конфликта и регулярных внутренних оценок процесса для того, чтобы внести коррективы в стратегию посредничества по мере необходимости.
  • Обеспечить надлежащую подготовку, официальное введение в проблему и тренировку посредников и их команд. Все члены команды должны понимать, гендерный аспект в соответствующих областях своих экспертных знаний.
  • Включить в состав групп посредничества мужчин и женщин в равном соотношении по количеству. Это посылает положительный сигнал сторонам относительно состава их делегаций.

Согласие

Посредничество является добровольным процессом и в целях эффективности требует согласия конфликтующих сторон. Без согласия маловероятно, что стороны будут добросовестно вести переговоры или принимать участие в посредническом процессе.

Диапазон проблем может повлиять на согласие сторон конфликта принять участие в посредничестве. Целостность процесса медиации, безопасность и конфиденциальность являются важными элементами в выражении согласия сторон, вместе с выбором посредника и посреднической организации. Тем не менее, динамика конфликта являются определяющим фактором согласия сторон на участие в посредничестве, который может быть сформирован как интерес достижения политических целей военным путем по причине политических, идеологических или психологических обстоятельств или может быть в результате действий внешних субъектов стороны будут согласны на посредничество. В некоторых случаях стороны могут также отвергать посреднические инициативы, потому что они не понимают, что такое посредничество и воспринимают этот процесс, как угрозу для суверенитета и вмешательства извне. В многостороннем конфликте, некоторые, но не все, стороны конфликта могут договориться о посредничестве, оставив при этом посредника в сложной ситуации частичного согласия начать процесс посредничества. Более того, даже там, где согласие есть, то оно не всегда может привести к полноценному вовлечению в посреднический процесс.

Иногда согласие дается поэтапно, т.е. сторона ограничивается обсуждением определенных проблем, прежде чем согласиться на всесторонний процесс посредничества. Согласие может быть передано официально или неформально (через обходной (тайный) канал информации). Предварительные выражения согласия могут стать более явными, поскольку доверие к процессу возрастает.

После того, как дано согласие в дальнейшем оно может быть отозвано, особенно когда есть разногласия внутри партии. Вооруженные или политические группы могут вносить раскол в группу участников  и создавать давление на переговорный процесс. Некоторые отколовшейся группы могут выйти из посредничества все вместе и стремиться сорвать процесса.

Руководство

  • Посредники должны дать общее понимание  конфликтующим сторонам о роли посредника и основные правила посредничества. Это понимание может повлиять на официальное доверие к потенциальным посредническим действиям или неформальным договоренностям со сторонами. Исходя из этого, посредники должны:
  • Поймать, чье согласие необходимо для начала эффективного посреднического процесса. Если только некоторые из сторон конфликта дали свое  согласие на посредничество, посреднику необходимо прорабатывать согласие с этими сторонами  и постепенно расширять согласительную базу участников. Такое заключение, как «достаточное согласие» должен быть основано на анализе различных голосов участников и оценки возможного воздействия первоначального ограниченного посреднического процесса, а также основано на исключении возможности какой-либо из сторон сорвать процесс.
  • Развивать согласие, для того, чтобы создать пространство для и хорошего понимания  посредничества. Неофициальные контакты позволяют сторонам  тестировать среду посредничества без вхождения в процесс, это может помочь в снятии возможных страхов и неуверенностей.
  • В целях поощрения использования посредничества взаимодействовать с местными общинами или организациями, включая женские сообщества, а также с внешними субъектами, имеющими отношения к конфликтующим сторонам.
  • Использовать меры по укреплению доверия на разных этапах построения доверия между сторонами конфликта и между посредником и сторонами, а также меры по укреплению уверенности в процессе посредничества.
  • Быть последовательными, прозрачными и беспристрастными в управлении процессами посредничества и соблюдать конфиденциальность.
  • Работать по приведению сторон конфликта обратно в процесс, опираясь на влияние своих сторонников или другие третьи лица в случае необходимости. Периодически оценивать, имеет ли процесс достаточное согласие и есть ли согласие в течение всего процесса посредничества.

Беспристрастность

Беспристрастность является краеугольным камнем посредничества — если процесс посредничества воспринимается предвзято, то это может подорвать значительный прогресс в конфликта. Медиатор должен быть в состоянии обеспечить сбалансированный процесс, в котором  работа проводится со всеми участниками честно, не имея  материальной заинтересованности в результатах. Это также предполагает, что посредник может говорить со всеми участниками, имеющими отношение к разрешению конфликта. Беспристрастность не является синонимом нейтралитета, посреднику, особенно посреднику Организации Объединенных Наций, как правило, поручено поддерживать некоторые универсальные принципы и ценности, и может потребоваться, чтобы он передал их содержание сторонам.

Руководство

Для решения вопроса о беспристрастности, посредники должны:

  • Убедиться, и стремиться продемонстрировать, что процесс и обращения к одной из сторон является справедливым и сбалансированным, в том числе посредством эффективной коммуникационной стратегии.
  • Быть открытыми с конфликтующими сторонами в отношении законов и норм, которые регламентируют их участие.
  • Не принимать условия поддержки от внешних субъектов, которые могут повлиять на беспристрастность процесса.
  • Избегать связи с карательными мерами в отношении сторон конфликта и других участников, свести к минимуму публичную критику стороны, сохраняя при этом откровенный обмен информацией  в частном порядке.
  • Переключить процесс на другого посредника или посредническую организацию, если посредник чувствует, что не в состоянии поддерживать сбалансированный и беспристрастный подход.

Сопричастность

Сопричастность относится к  тому, как мнения и потребности сторон конфликта и других заинтересованных лиц представлены и интегрированы в процесс и результаты посреднических действий. Расширенный процесс, наиболее вероятен для выявления и устранения коренных причин конфликта и обеспечения того, чтобы потребности пострадавших слоев населения были адресованы. Сопричастность также повышает легитимность и собственные национальные права в мирном соглашении и его реализации. Кроме того, она снижает вероятность срыва процесса исключенными участниками. Расширение процесса не означает, что все заинтересованные стороны принимают непосредственное участие в официальных переговорах, но облегчает взаимодействие между конфликтующими сторонами и другими заинтересованными лицами и создает механизмы, включающие в себя все перспективные составляющие в этом процессе.

Это не предполагает, что стороны конфликта имеют законную силу или представляют широкую общественность. Посреднические усилия, которые вовлекают  только вооруженные группы, могут стать сигналом, что насилие приведет к успеху. Это может породить  возмущения в других слоях общества, а также может призывать брать в руки оружие для того, чтобы получить место за переговорным столом. Субъекты гражданского общества могут сыграть важную роль в повышении легитимности мирного процесса и являются потенциально важными союзниками. Женщины-лидеры и группы женщин часто эффективны в миротворческой деятельности на уровне общин и поэтому должны быть сильнее связаны с высоким уровнем процесса посредничества. Тем не менее, поддержка со стороны гражданского общества и других заинтересованных сторон не может быть сама собой разумеющимся действием, так как некоторые из этих субъектов могут иметь жесткую позицию и выступать против посредничества.

При проектировании расширенного процесса, посредники сталкиваются с рядом проблем. Могут быть случаи, в которых не все стороны конфликта хотят участвовать в посредническом процессе или находятся в режиме последовательного продвижения в переговорах, что делает организацию процесса лишь частично возможным. Ордера на арест выданные Международным уголовный судом, санкции, а также национальная и международная контртеррористическая политика также влияет на способ, с помощью которого некоторые стороны конфликта могут быть вовлечены в процесс посредничества. Посредники должны защитить среду для посредничества и свою возможность взаимодействовать со всеми участниками, убеждая всех о том, что процесс уважает соответствующие юридические ограничения.

В стремлении расширить процесс за счет других заинтересованных лиц, посредники
также могут столкнуться с ограничениями со сторон конфликта, которые обычно стремятся определить, кто, как и когда из участников вступают в процесс посредничества.

В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные переговоры с конфликтующими сторонами в целях оперативного продвижения этого процесса вперед, например, в переговорах о прекращении огня, особенно там, где стороны чувствую политическое давление или возможное нарушение своей безопасности. Посредники должны измерить уровень комфортности для сторон конфликта и убедить их в значимости расширения состава участников. Они также должны сбалансировать уровень прозрачности процесса с уровнем защиты конфиденциальности переговоров.

Посредники должны бороться с потенциальной напряженностью в отношениях между сопричастностью и эффективностью. Посреднические процессы становятся все более сложными (и может быть перегруженными) тогда, когда консультационная база расширяется и / или многосторонние форумы используются для участия субъектов различных уровней. Кроме того, может быть трудной задачей привлечь заинтересованных групп, которые не так легко определяются или когда им не хватает четкого руководства, например, социальные движения и молодежные группы. Такие вопросы, как соответствие, планирование и управление процессом поставлены во главу угла в отношениях с заинтересованными сторонами.

Руководство

Опираясь на соответствие сопричастности всех сторон конфликта и заинтересованных лиц, посредники должны:

  • Определять уровень сопричастности, требуемый для посредничества начальный и необходимый для прочного мира, в котором рассматривать потребности всех пострадавших в результате конфликта.
  • Обращаться к какой-либо группе (партии) или конкретному лицу, чье участие необходимо в разрешении конфликта, необходимо с согласия других  сторон спора.
  • Ограничить контакты с участниками, которым были предъявлены обвинения Международным уголовным суд, т.к. это необходимо для эффективности процесса посредничества.
  • Содействовать взаимопониманию сторон в отношении стоимости участия широкого круга участников и свести к минимуму предпосылки для их участия в этом процессе.
  • Организовать систематические и структурированные консультации с женскими группами в начале процесса, чтобы обеспечить их конструктивное включение в процесс и участие в нем.
  • Поощрять стороны конфликта при включении женщин в состав их делегаций.
  • Определять партнеров, которые помогают наращивать потенциал гражданского общества и других соответствующих заинтересованных сторон к эффективному участию в процессе.
  • Разрабатывать механизм по расширению участия в процессе и включению различных перспективных участников в рамках гражданского общества и других заинтересованных сторон, на различных этапах мирного процесса.
  • Использовать различные средства массовой информации, в том числе социальные и медиа опросы общественного мнения, расширять участие, информирование и вовлечение общественности при этом выявлять потенциальные спорные моменты.

Национальная ответственность

Национальная ответственность означает, что стороны конфликта и общество в целом несут бремя ответственности за процесс посредничества, соглашение и их реализацию.
Этот факт имеет решающее значение для общин, которые пострадали от последствий конфликта, сторон конфликта, которые должны принимать решения о прекращении боевых действий, так и общества в целом, которое должно работать в направлении мирного будущего. Поэтому решения не может быть продиктовано, посредники могут быть полезными от генерации идей до решения конфликтных вопросов.

Это является сложной задачей, но для внешнего посредника ответственность за процесс определяется необходимостью облегчать ответственность людей за позиции власти. Укрепление и признание ответственности может потребовать усиления переговорных возможностей одной или нескольких сторон конфликта, а также гражданского общества и других заинтересованных лиц в целях обеспечения эффективного участие в процессе и в разрешении сложных проблем. Масштаб расширенного процесса имеет прямое влияние на уровень ответственности. Национальная ответственность требует адаптации в процессах посредничества, учитывая местную культуру и нормы, а также международные права и нормативные требования.

Руководство

В целях повышения национальной ответственности, посредники должны:

  • Находиться в тесном контакте с конфликтующими сторонами в отношении вопросов планирования процесса посредничества.
  • Сообщать гражданскому обществу и другим заинтересованным лицам о событиях в мирном процессе (соблюдайте конфиденциальность, где это требуется), организовать поддержку и создайте возможность их участия в процедуре и в обсуждениях по существу спора.
  • Руководить сторонами конфликта и помогать им в генерации идей и тем обсуждения, обеспечивая им возможность претендовать на заявление о праве на льготы при достигнутом соглашении.
  • Определять, каким сторонам конфликта, возможно, потребуется поддержка для укрепления их переговорного потенциала, и облегчать доступ к поддержке и наращиванию потенциала.
  • Поощрять и давать возможность сторонам конфликта информировать и проводить консультации со своими избирателями, в том числе рядовыми, во время процесса медиации.
  • Быть осведомленными о конкретных культурных подходах в переговорах и коммуникациях и преимущественно использовать эти подходы в процессе; установить контакт с местными миротворцами и обеспечить их поддержку и, в соответствующих случаях, опираться на местные формы разрешения споров и управления конфликтами.
  • Защищать процесс посредничества от чрезмерного влияния внешних субъектов, особенно когда касается предложений извне по нереальным срокам или несовместимым программам.
  • Позволять сторонам конфликта в необходимости сбалансировать национальную ответственность с важностью сортировочных международных поддержки для реализации соглашения.
  • Разработать коммуникационную стратегию  для управления ожиданиями в отношении сроков процесса.

Международное право и нормативные требования

Посредничество осуществляется в рамках нормативно-правовой базы, которая может иметь разный смысл для разных посредников. Посредники осуществляют свою деятельность на основе доверенности и получают ее от лица, назначившего его в соответствии с требованиями, нормами и правилами, установленными организацией. Таким образом, в Организации Объединенных Наций посредники работают в рамках Устава Организации Объединенных Наций, соответствующих резолюций  Совета безопасности и Генеральной Ассамблеей организации, норм и правил.

Посредники также проводят свою работу в рамках норм международного права, которые регулируют данную ситуацию, большинства глобальных и региональных конвенций, международных гуманитарных прав, прав человека и беженцев, законов и международного уголовного права, включая, где это применимо, Римский статут Международного Уголовного суда. В дополнение к обязательным правовым обязательствам, применяются нормативные установки, влияющие на процесс посредничества, например, о справедливости, истины и примирения, включение гражданского общества, и расширение прав и возможностей и участия женщин в процессе. Согласованность с нормами и требованиями международного права способствует укреплению легитимности процесса и прочности мирного соглашения. Это также помогает мобилизовать международную поддержку в реализации посредничества. Однако сбалансировать требования сторон конфликта и нормативные и правовые основы представляется сложным процессом. Посредникам часто приходится иметь дело с настоятельным требованием прекращения насилия в контекстах, где также есть явная необходимость решения вопросов прав человека и других международных преступлений. Применяемое законодательство может быть не единым для всех сторон конфликта, или может быть разное понимание того, что закон может измениться. Кроме того, в то время как растет международный консенсус в некоторых нормах, не все нормы в равной степени применяются в различных национальных условиях или может быть различное их толкование в данном конкретном обществе.

Руководство

Посредники должны быть проинструктированы и ознакомлены  с соответствующими международными законами и нормативными требованиями и должны:

  • Быть четкими и показать свои доверенности и юридические регламенты, применяемые в своей работе.
  • Убедиться, что стороны понимают требования и ограничения применяемых конвенций и международных законов.
  • Убедиться, что связь с конфликтующими сторонами и другими заинтересованными лицами по правовым вопросам и нормативным установкам соответствуют и  это особенно важно в случаях сотрудничества посредников под руководством  (co-led)  или при совместном посредничестве (joint mediations).
  • Выяснить, что можно рассчитывать, что стороны не поддержат мирное соглашение, которое обеспечит амнистию к лицам, совершившим такие деяния, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления или грубые нарушения прав человека, в том числе сексуального и гендерного насилия, преступления политического характера, такие, как измена или бунт и др. преступления  – это рекомендуется в ситуации немеждународного вооруженного конфликта.
  • Ознакомиться с конфликтующими сторонами и другими заинтересованными сторонами со сроками и последовательностью судебных и несудебных разрешений конфликта, расследований преступлений, совершенных в ходе конфликта.
  • Сбалансировать необходимость придерживаться международных норм с ролью защитника, содействовать доступу партнеров и представителей гражданского общества напрямую работать с конфликтующими сторонами и другими заинтересованными лицами по вопросу применения норм.

Согласованность, координация и

взаимодополняемость

посреднической деятельности

Все большее число и диапазон субъектов, участвующих в посредничестве признает важность и сложность таких принципов посреднической деятельности, как согласованность, координация и взаимодополняемость. Согласованность включает в себя согласие и / или скоординированный подход, в то время как к взаимодополняемости относится необходимость четкого разделения труда на основе сравнительных преимуществ посредничества между субъектами, действующими на разных уровнях.

Действия международного сообщества, включая Организацию Объединенных Наций, региональных, субрегиональных и других международных организаций, Государств, НПО, национальных и местных субъектов, имеют влияние на посредничество, даже если их участие в данном процессе посредничества может принимать разный характер. Это разнообразие может быть ценным вкладом, так как каждый субъект может сделать уникальные вклад на различных этапах процесса посредничества. Но есть также риск участия субъектов, работающих в противоположных целях и конкурирующих  друг с другом. Принятие различных решений органами, политическая культура, правовая и нормативная база, объем ресурсов, финансовых и административных правил и процедур создают препятствия в реализации принципов согласованности, координации и взаимодополняемости .

Инициативы сотрудничества посредников под руководством  (co-led)  или совместного посредничества (joint mediations)   были использованы как один из способов содействия координации между региональными и международными организациями. В то время как они следовали политическим целям, их результаты  были разнородными. Как правило, предпочтительнее, чтобы ведущий посредник от одного лица работал на основе стратегического партнерства и координации с другим посредником. Ведущий должен  назначаться не каждый раз, а от случая к случаю.

Когерентные поддержки посреднических действий международными организациями и последовательный обмен сообщениями со сторонами конфликта являются важными
аспектами в создании благоприятных условий для посредничества.  Заинтересованные государства и другие субъекты могут быть непосредственно не вовлечены в посредничество, но оказывать влияние на процесс. Будут полезными действия дружественных групп и международных групповых контактов, в случае если они совпадают с целями посредничества.

Руководство

Посреднические организации, государства и другие субъекты должны рассмотреть следующие рекомендации, направленные на повышение роли согласованности, координации и взаимодополняемости в посреднических действиях:

  • Процессы посредничества должны иметь ведущего посредника, предпочтительно
    от одного лица. Инициативы посредничества с двумя или более лицами должны отвечать согласованным доверенностям от соответствующих органов с единственным ведущим посредником. Это обеспечит ясность, сведет к минимуму торг между сторонами конфликта и будет способствовать координации и развитию последовательности процесса посредничества.
  • Решение о руководстве должно быть достигнуто путем консультаций между соответствующими органами, принимая во внимание контекст конфликта и на основе сравнительного преимущества. Близость к сторонам не должна быть причиной отклонения, но и не должно восприниматься, как автоматическое преимущество. Приемлемость посреднической организации, а также ее посредников сторонами конфликта является ключевым элементом  в потенциале эффективного посредничества.
  • Организационный потенциал, возможности и имеющиеся ресурсы следует рассматривать при принятии решения о разделении труда в посредничестве.  Субъекты посредничества должны работать вместе, чтобы договориться о степени прозрачности и координации механизмов и обмена информацией. Они должны сотрудничать на основе общей стратегии посредничества, обеспечивая последовательными сообщениями  стороны и избегая дублирования или перегрузки сторон  в нескольких параллельных процессах.
  • Международные участники должны рассмотреть вопрос о создании механизмов координации таких, как дружественные группы или международным группы контактов для того чтобы обеспечить последовательную политическую и ресурсную поддержку посредническим действиям. Они также должны признать, что могут возникнуть обстоятельства, в которых такие группы рискуют повторить динамику конфликта, что сделает процесс бесполезным.

Качество мирных соглашений

Различные виды соглашений могут быть достигнуты в процессе посредничества, так по содержанию они могут быть ограниченными по масштабам, например, соглашение о прекращении огня или процессуальные соглашения об организации переговоров и всесторонними мирными соглашениями. Кроме того, посредничество может потребоваться в стадии реализации соглашения, однако, как правило, состав участников  стремится избежать возобновления переговоров.

Мирные соглашения должны положить конец насилию и обеспечить платформу для достижения устойчивого мира, справедливости, безопасности и примирения. Для того чтобы сделать это возможным в каждой ситуации, стороны должны оставить прошлые обиды и создать общее видение будущего страны, принимая во внимание различные последствия для всех слоев общества. Они также должны соблюдать нормы международного гуманитарного права человека и законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Характер процесса и содержание соглашения определяют прочность мирного соглашения. Как правило, его прочность зависит от степени политической воли сторон конфликта, заинтересованности населения, степени затрагивания первопричины конфликта, от способности выдержать напряжения в реализации — в частности, включены ли адекватные процессы реагирования на возможные разногласия, возникающие в процессе его осуществления.

Реализация мирных соглашений часто находится в сильной зависимости от внешней поддержки. Раннее вовлечение субъектов в процесс осуществления поддержки, а также доноры могут помочь решиться на трудно допустимые уступки  во время переговоров. Хотя внешняя поддержка имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы стороны конфликта имели возможности для выполнения соглашения, но надо учитывать, что большая    зависимость от внешней помощи может подорвать национальную независимость.

Руководство

Достижению качественного мирного соглашения должно  уделяться внимание в ходе переговоров осуществлении процесса посредничества. Сущность и институционализация механизмов обеспечит ненасильственное разрешение конфликта и предотвращение насильственного пути. Посредникам, конфликтующим сторонам и другим заинтересованным лицам, а также субъектам поддержки следует учитывать следующие критерии:

  • Соглашения должны быть направлены на решение основных вопросов и жалоб, которые привели к конфликту, либо на аннулирование причин конфликта или на создание новых механизмов  и / или учреждений, для их решения  в рамках демократических процессов.
  • Там, где всестороннее урегулирование представляется недостижимым, посредник должен установить связь с конфликтующими сторонами, и за счет более широких консультаций и добиться начала мирного подхода к решению имеющихся аспектов конфликта.
  • Если соглашение не может быть достигнуто в решении некоторых уязвимых вопросов, посредник должен  помочь сторонам конфликта и другим заинтересованным лицам предусмотреть в соглашении варианты или механизмы для решения этих вопросов с переносом срока их рассмотрения на более позднее время.
  • Соглашения должны быть как можно более точными для того, чтобы ограничить спорные моменты, которые могут возникнуть в стадии реализации.
  • Гендерный аспект всех проблем должен быть четко сформулирован, поскольку соглашения, которые являются нейтральными в гендерном вопросе, часто наносят вред благосостоянию, безопасности и потребностям  женщин.
  • Соглашения должны включать ясные условия для реализации и мониторинга разрешения споров, разрешения разногласий, которые могут возникнуть в ходе реализации. Они должны также включать рекомендации по приоритетам выполнения обязательств соответствующих сторон и реалистичные сроки.
  • Местный потенциал и существующие национальные инфраструктуры по обеспечению разрешения конфликтов должны подлежать оценке и укреплению. Соглашения должны обеспечиваться сильными механизмами разрешения споров, по мере необходимости, на различных уровнях, включая местные и международные организации, так чтобы проблемы могли решаться по мере их возникновения, а не возрастать.

Заключение

Руководство определяет некоторые ключевые основы для эффективного посредничества и предоставляет некоторые предложения о том, как они могут быть применены на практике. Оно наделает посредников, опытом и профессиональной поддержкой и признает необходимость тщательной оценки, надлежащего планирования и регулярного мониторинга и оценки в целях повышения шансов на успех и сведения к минимуму ошибок посредника. Важность благоприятной внешней среды для процесса посредничества подчеркнута с акцентом на необходимость сотрудничества лиц, участвующих в посредничестве. Хотя все эти факторы важны, успех или неудача процесса посредничества, в конечном счете, зависит от того, как стороны конфликта приняли посредничество и стремятся к достижению соглашения. Если стороны имеют искреннее желание достигнуть решения путем переговоров, посредники могут сыграть неоценимую роль.

Ознакомьтесь с условиями использования сайта.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *